Сегодня: 21 апреля 2024, Воскресенье

Круглый стол в рамках заседания Саратовского регионального отделения Изборского клуба: «РУССКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОТ МАНИФЕСТА К ПОЛИТИКЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СУВЕРЕННОСТИ И ВЕЛИЧИЯ»

Опубликовано в НОВОСТИ

25 января в Саратовском региональном отделении в рамках реализации проекта Изборского клуба «Мировоззрение русской цивилизации: от полифонии к симфонии» состоялся Круглый стол «Русское мировоззрение как самосознание государства-цивилизации Россия: от манифеста к политике восстановления суверенности и величия».

Открывая заседание, председатель Саратовского отделения Изборского клуба, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Федорович Аяцков заявил, что дискуссия о русском мировоззрении обусловлена реальной исторической ситуацией, в которой пребывает сегодня наша страна. Стремление к самодостаточности, независимости и автономному развитию нашей страны в соответствии с собственными национальными интересами, сопровождающееся ростом национального самосознания, тенденция к единению, подчеркнул политик, ставят вопрос об основах этого единства. Дмитрий Федорович отметил, что предметом осмысления российских ученых-гуманитариев должна стать идеологическая платформа, способствующая движению нашего общества в направлении возрождения России, и предложил обсудить объединяющие, формирующие национальную идентичность начала в мировоззрении русского народа.

Заместитель председатель Изборского клуба В.В. Аверьянов подчеркнул, что цель проекта – сформулировать основы национальной картины мира как результат суммы коллективных усилий многих поколений мыслителей, «соборного разума». Причём сверхзадачей проекта, считает философ, является воплощение в концептуальном виде идейно-мировоззренческий канон для государственности как политико-культурного субъекта, наследника-продолжателя многовекового исторического континуума и выразителя духа России-цивилизации. Виталий Владимирович упомянул и практическое значение реализуемого проекта: дать ключевые направления для создания и уточнения учебных курсов и программ в средней и высшей школе, для воспитательных и коммеморативных проектов, связанных с новым этапом развития суверенного государства-цивилизации. И конечно же, успешная реализация проекта, заявил учёный, позволит оснастить административную и политическую российскую элиту мировоззренческим аппаратом в целях манифестации более однозначного и действенного вектора государственного самосознания.

С докладом «Русское мировоззрение: истоки и горизонты» выступил заведующий кафедрой философии и методологии науки Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук, профессор Виталий Георгиевич Косыхин. Важными вехами в философском анализе русского мировоззрения он назвал одноименную работу С.Л. Франка и изданный в 2008–2012 гг. в рамках проекта Института философии РАН трехтомник «Русское мировоззрение» С.А. Никольского и В.П. Филимонова. Если для С.Л. Франка, заявил учёный, своеобразие русского мировоззрения выявляется в интуитивно-личностном подходе к внутреннему содержанию национального духа, выражаемого в выдающихся произведениях отечественной философии и культуры, то С.А. Никольский и В.П. Филимонов предлагают обращение в первую очередь к философскому анализу образов художественных произведений русской литературы. Автор доклада, не соглашаясь с двумя вышеупомянутыми подходами, полагает, что истоки русского мировоззрения надо искать в области общего богатства смыслов русского языка, формирующего возможности нашего восприятия и истолкования мира в целом. Русское мировоззрение, продолжил философ, отличается от идеологии, поскольку различные идеологии могут в разные исторические периоды возникать и исчезать в пространстве непрерывно длящегося русского мировоззрения. Это мировоззрение не создается усилиями отдельных гениев и великих личностей, но является естественной средой мировосприятия всех, кто считает себя к нему причастным, подчеркнул В.Г. Косыхин.  В этом плане, заключил он, русское мировоззрение само является особым миром, не сводимым ни к Западу, ни к Востоку, миром, в котором смыслы русской культуры приобретают вселенский характер.