Сегодня: 24 апреля 2024, Среда

Духовно-нравственный потенциал русской литературы в аспекте современного образования и просвещения

Автор: Наталия Тяпугина. Опубликовано в АНАЛИТИКА

Выступление Н.Ю. Тяпугиной  на  заседании Изборского  Клуба 21 июня 2016 года:

А в России, похоже, культурный бум. Очереди на выставки, спектакли, концерты или книжные ярмарки. Одна "Ночь музеев" собирает почти 800 тысяч человек. И это только в Москве. А ведь это общероссийская акция.

Здравый смысл подсказывает: не так всё просто, не сам качнулся тот маятник. За каждым таким движением, что сродни тектоническому сдвигу, всегда стоит труд подвижников, людей, которые и в самые «тухлые» времена продолжали делать свое дело, не дожидаясь гонораров и славы. Наверное, самое время поговорить о них, Рядовых Ее Величества Культуры. У каждого из нас наготове свой перечень, легко приходящий на память: в нем писатели, библиотекари, артисты, преподаватели. Настоящая интеллигенция, одним словом. Они есть. Они вдохновенно трудятся. Это Е.А.Сапогова, народная артистка России, директор Центральной библиотеки И.М. Кононенко, руководитель народного ансамбля «Музыка сердца» В.В. Ковалева, это мои коллеги преподаватели-филологи. Перечислять можно долго. В чем суть подвижничества? Не дожидаясь поощрений, не ожидая наград, находить смысл в самом деле просветительства и делать его неустанно.

 

… Я давно хотела рассказать о Валентине Ивановне Бакулиной. Она (нет, не работает!) служит в Саратовской филармонии имени А. Шнитке. Актриса. Мастер художественного слова. А по сути - настоящий подвижник и просветитель.
В провинции исполнители литературных произведений - это уходящая натура, совсем мало осталось настоящих профессионалов, которые могут держать аудиторию исключительно энергией звучащего слова. Наверное, прав был Х. Л. Борхес: «Хороший читатель встречается реже, чем хороший писатель». Донести писательскую мысль до самых разных людей в наше нечитающее время – невероятно трудно.


Но Валентина Ивановна, похоже, так не считает. Она так искренно увлечена своим делом, так легка на подъем, так щедра в отдаче, будто не ведает, какого масштаба работу творит. И невольно залюбуешься этой живой, миниатюрной женщиной, уже много лет несущей на своих хрупких плечах нелегкий груз литературного просвещения всего саратовского люда, буквально - от мала до велика.


Её слушатели имеют возможность взрослеть и умнеть на литературных образцах самой высокой пробы. Потому что у Валентины Ивановны отличный вкус и своим слушателям она предлагает только самое лучшее. В ее программах Г.Х. Андерсен, В. Драгунский, Лев Кассиль и Юнна Мориц – для младшего и среднего возраста. Пушкин и Лермонтов – на все времена («Сказки Арины Родионовны», «Вокруг Пушкина», «Прочитаем «Онегина» вместе», «Метель» - и это только малая часть пушкинских программ). Отдельной строкой в творческой биографии В. Бакулиной идет лермонтовская «Песня про купца Калашникова…», которую она исполняет в сопровождении симфонического оркестра. А еще Лев Толстой, Сергей Есенин, Федор Абрамов, А. Экзюпери, Д. Хармс, Александр Грин, Константин Паустовский, Валентин Распутин… Всех и не перечислить. 100 концертов в год. И не только на сцене филармонии, но и в школьных классах, студенческих аудиториях, библиотечных залах. Еще столько же выступлений по приглашениям. Никому не отказывает Валентина Ивановна. Со всяким готова делиться.


Наблюдая за актрисой, видя, как щедро она тратит себя, слушая ее вдохновенную речь, удивляясь, как это всё возможно держать в голове, помнить наизусть – и стихи, и прозу, - согласишься с Н.М. Карамзиным: «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях». Так всю жизнь Валентина Ивановна и узнает это великое, а узнав, передает другим. Смеется: «Всю жизнь учусь!»


Когда школьную программу по литературе сократили и засушили, Валентина Ивановна, не дожидаясь, когда с этим безобразием разберутся, просто пришла со своими литературными программами в классы и привела с собой «урезанных» и «засушенных» классиков. И, как могла, начала восстанавливать историческую справедливость. Знакомила новые поколения компьютерных детишек с поэзией Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, обогащая их духовный мир и словарный запас. Артистку хорошо знают в нашем городе и области, и теперь уже наперебой приглашают в школы, где уроки литературы с ее участием превращаются в полноценные уроки нравственного и эстетического воспитания.


Хотя сегодня настоящие носители культуры исчисляются не тысячами - это дела меняет: всё равно оставшиеся единицы сохранят и передадут заповедное знание в целости и сохранности, в его живом, неубиваемом естестве. И это тоже высшая справедливость. Ведь не всем и не всегда понравится глотать генно-модифицированную литературу, ведь замутит просто от расплодившихся коммерческих поделок. И вот когда до изнеможения, до судорог в душе захочется экологически чистого Слова, - тогда и наступит время героев книги Ивана Пыркова «Ненароком вспомнишь обо мне…» (Саратов, 2015), - тех замечательных писателей земли Саратовской, что сохранил для будущего Иван Пырков, поэт и сын поэта. Написать эту книгу ему, как говорится, сам Бог велел. Ведь большая часть его героев – это просто с детства знакомые люди, вхожие в дом его отца – талантливого поэта и чудесного человека – Владимира Ивановича Пыркова. Ивану Пыркову повезло взрастать под сенью могучего Николая Благова, созидать журнал вместе с Николаем Болкуновым, слушать блистательного Исая Тобольского, советоваться с энциклопедически образованным Владимиром Бойко, редактировать поэта удивительной судьбы Вячеслава Смирнова и открывать для саратовского читателя Вячеслава Андрюнина, встречаться с живой легендой - Валентиной Мухиной-Петринской, общаться с народным поэтом Николаем Палькиным, бывать в родных местах Михаила Алексеева и писать о нем.


А также писать обо всех, кто, породнившись с Саратовщиной и прославив её, был ею несправедливо забыт. «Из чувства вины, собственно, да из надежды на то, что кто-то из читателей, особенно молодых, особенно школьников, узнает что-то новое о Саратове литературном, – и родилась задумка объединить под одной обложкой несколько особенно дорогих моему сердцу портретов писателей-земляков», - так объясняет Иван Пырков причину появления этой книги. Вообще учительская составляющая «Избранных портретов» очевидна. Автор отчетливо атрибутирует свой материал как литературное краеведение. Скромничает, конечно. Книга хоть и имеет прикладной смысл, но тут - смотря к чему прикладывать…


Главный посыл – нравственный: «Что было самым для меня удивительным? Наверное, чувствовать, как рвутся к сегодняшнему, к завтрашнему даже читателю живые голоса – сквозь равнодушие и забвение. Что было самым для меня трудным? Почти всегда ощущать смутную, необъяснимую вину перед нашими незаслуженно забываемыми земляками».


Тут, как говаривал Чехов, дело известное: хорошему человеку и перед собакой стыдно. Хотя, с другой стороны, во времена тотальной безответственности очень полезно бывает вспомнить о том, что всё когда-нибудь кончается. Придут и иные времена. И вот тогда будет по чему вести уроки в школах, будет о чем душеполезном рассказать деткам. Такая книга про запас. Хотя и сегодня уроков по краеведению никто не отменял. Так что всё правильно Иван Владимирович, сам всю жизнь учительствующий, сделал: вооружил народ ценнейшими источниками. Вложил свой кирпичик в культурный ландшафт родного края.

А еще эта тоненькая книжка, которая, действительно, томов премногих тяжелей, - это реальная почка роста, материал на вырост. Напоминание о том, что пора переиздать, наконец, неустаревающих Илью Салова, Петра Орешина, Валентину Дмитриеву, Михаила Зенкевича, Николая Леденцова. Их будут читать и сегодня, кто не разучился еще это делать, конечно…


Сегодня, когда жизнь «толстых» литературных журналов едва теплится, когда на поддержку этого уникального культурного феномена ни у государства, ни у спонсоров не находится денег, с болью воспринимаешь тот факт, что в разное время редакторами лучших литературных столичных журналов были наши земляки – Фёдор Панфёров («Октябрь») и Михаил Алексеев («Москва»). А также Николай Благов и Николай Палькин («Волга»); Николай Болкунов («Волга-XXI век»). И это было чрезвычайно важное и ответственное дело – именно журналы занимались культурной селекцией и собирательством, именно они были настоящим питомником для литературного молодняка, именно их выписывали и прочитывали от корки до корки заинтересованные читатели.


А может, преувеличиваем мы роль литературы? Зачем современным детишкам знать о нравственных исканиях литературных героев прошлого? Вот тут и обнаруживается одна любопытная закономерность даже практического характера: в недавнем исследовании ВШЭ выяснилось, что хороший результат экзамена по русскому языку — стабильный показатель успешной учебы по всем специальностям. Более того, исследователи также выяснили, что баллы ЕГЭ по этому предмету предсказывают успеваемость на 1-м курсе. Самая стабильная предсказательная сила — ЕГЭ по русскому языку, и это касается всех специальностей, начиная от филологии и заканчивая программированием. При этом для учеников из профильных классов эффект давало частое выполнение сложных заданий, требующих рассуждения и объяснения решения (раньше это были задания блока С) — по математике и точным наукам, или эссе — по русскому языку.


Наиболее сильную связь с образовательными результатами (включая ЕГЭ) показывает культурный капитал семьи: уровень образования родителей, размер семейной библиотеки.
В семьях, где у родителей высокий уровень образования, в принципе выше ценится образование. И родители с раннего детства больше и несколько по-другому занимаются с детьми. И это имеет значение не только для образовательного, но и вообще жизненного успеха ребенка, — отмечают исследователи.

Итак: поскольку очевидна связь языка и мышления, уровня культуры и жизненного успеха человека, а мы хотим, чтобы дети наши были и разумными и счастливыми, а страна наша процветала; поскольку важно, чтобы нас окружали культурные и порядочные люди, - необходимо сделать многое, но хотя бы для начала провести серьезную корректировку учебных планов и программ по русскому и литературе, начиная со школы и включая высшее образование. Чтобы не растить Иванов, Родства Не помнящих, надо добиваться преобразований в дошкольном, школьном, высшем профессиональном образовании, усиливая преподавание русского языка и литературы. Но прежде всего – надо срочно восстанавливать порушенное педагогическое образование, надо вернуть учителю высокий статус его профессии. И, конечно, параллельно с этим, вводить различные дополнительные часы на литературу, проводить разного рода факультативы с целью изучения литературы, музыки, театрального творчества в мире, России и, конечно, в нашей, Саратовской области.
И, конечно, надо всячески поддерживать тех людей, кто здесь и сейчас созидает духовно-нравственную среду обитания, потому что культура и искусство – это то, соединяет поколения , улучшает качество и наполняет смыслом время нашей жизни и в конце концов - переживет нас.

 

Рейтинг@Mail.ru